Турция

Татван

В буффе
Курдская нищенка

В Татване остановились в буффе поесть. Но все блюда настолько переперченные, что едятся без всякого удовольствия. Приставшей к нам курдской девочке-нищенке Аня дала вместо денег конфеты, но та была крайне недовольна.

Долмуш в Ван

Дорога вдоль южного берега Вана

Озеро Ван

Дорога сначала вьется вдоль озера. Берега изрезаны, много полуостровов, много пляжей, на которых стоят одна-две машины. Затем дорога отходит от Вана и поднимается в горы. Здесь какие-то идиллические места: зеленые луга на дне долины, по которым петляет звонкий ручей, коровы, пастухи, даже стога сена, чего мы раньше не видели. На склонах долин зеленый лес. Но выше снова желтые, оранжевые, коричневые горы в лучах закатного солнца. Долго лезем в гору, обгоняя самосвалы, которые строят здесь тоннель. Скоро дорога пройдет сквозь гору, и не надо будет карабкаться на этот перевал.
В этом месте, где в Ван врезается с юга высокий горный кряж, образуя большой полуостров, есть несколько армянских церквей и монастырей. Некоторые совсем труднодоступны, некоторые достижимы на машине. Несколько церквей находится на побережье этого полуострова. Жаль, у нас осталось мало времени и сил.
А дорога снова спускается к Вану, и вот мы катим вдоль берега. А вон и Ахтамар – желтый скалистый остров в бирюзовых водах.

Ван

Сворачиваем к кемпингу и вот ставим палатки у самого берега Вана, о котором мы столько мечтали. Здесь не лучшее место для купания, острый крупный щебень (на озере нет прибоя, чтобы превратить щебень в гальку), сломаешь ноги, пока дойдешь хотя бы по колено, что б можно было плыть. Вода в озере к удивлению прохладная, мыльная на ощупь и странная на вкус. Когда она попадает в рот, непроизвольное рвотное движение – жуткая гадость, но потом появляется какое-то сладковатое послевкусие. Вода сама по себе мылится, руки скользят по мокрому телу. Потом долго вспоминаешь вкус ванской воды, когда облизываешь губы. Хозяин кемпинга принес нам большую тарелку йогурта, так в Турции называют творог, точнее армянский мацун или грузинское мацони. Но все эти три продукта немного отличаются. Если развести водой мацун, выйдет тан, а если развести йогурт, то – айран.

Ставим палатки на берегу озера
Закат на Ване
Ван вечером

Ахтамар

В кемпинге утром

День 28. (14 августа) Утром снова йогурт, и купание в горьком Ване. С местными тяжело объясняться: с трудом выяснили, что отсюда кораблик не ходит, надо проехать еще пару километров. Стук, кажется, усилился, становится беспокойно. Дальше еще есть кемпинг, и от него ходит кораблик. Капитану надо за рейс 40 лир, взять он может то ли 10, то ли 12 человек. Тут уже сидели несколько иностранцев, но нас не набиралось на полную загрузку. В общем, удалось со всеми договориться, что поделим 40 лир на всех. Иностранцы сюда добрались или на долмушах или на попутках. На осмотр церкви нам дали час.

Вдали Ахтамар
На кораблике
Остров Ахтамар
Ахтамар

Ахтамар был резиденцией армянских царей, поэтому здесь стоит такая большая и изысканная церковь. Чуть в стороне раскопки фундаментов дворца. Турки активно что-то строят в церкви, все огорожено колючей проволокой и в храм ни под каким видом не пускают. Даже нельзя подойти к его стенам. Смотри с расстояния 20 метров. Здесь как будто бы уголок Армении: барельефы на стенах храма, хачкары, а кругом камни, голубое озеро и желтые горы до горизонта. Как на Севане в Севанском монастыре. Турки своими строительными вагончиками здорово подпортили вид. Что они там делают с храмом? Финансирует все это дело министерство культуры и туризма.
До 1895 г. Ахтамар был резиденцией каталикоса, армянского патриарха. Потом резиденцией стал Эчмиадзин.
До кораблика еще минут двадцать, и мы искупались на прощанье с Ваном.

Церковь Сурб Хач. Святого Креста
Рельефы на куполе
Даниил в львином рве
Адам и Ева с древом познания
Хачкар

На кораблике

Город Ван

Какой-то местный курд запер своей древней рухлядью нашу машинку. Я позвал рабочих, которые здесь восстанавливали дорожную стенку, и мы пододвинули старую развалюху. Едем в город Ван, стук усиливается. Мы надеемся, что в Ване есть опелевый сервис. Необычную картину наблюдаем, когда дорога вновь подошла к озеру. Ветер взволновал воду и она окрасилась в разные оттенки белого, бирюзового и голубого. То ли это от разной концентрации растворенного воздуха, то ли от поднятой со дна взвеси...
При въезде в город блокпост, а затем начались автосалоны и станции техобслуживания. Остановились у какой-то не нашей, не опелевой. Показывают вперед и налево. Мы, радуясь, что здесь есть долгожданный сервис, вкатываем на его территорию. Здесь очередь, нам говорят, что займутся нашей машиной через четыре часа. С напором объясняю им, что это невозможно, что нам надо сейчас! И вот что-то долго оформляем, любят турки бумажки. Наконец, вижу нашу машину на подъемнике. Тут стало ясно откуда были стуки. Заднее правое колесо болталось на ослабленных болтах. Один болт даже выпал. Но все оказалось гораздо хуже. Почти все болты лопнули, как мне объяснили турки, где-то перекрутили болты пневматическим ключом без динамометра.
Мастера открутили всю ступицу и повезли на какой-то завод или мастерскую выпиливать остатки болтов. А мы долго маемся дурью в кондиционируемом автосалоне. Рассматриваем опеля разных лет. Сашка играет со всеми дядьками. Я «болтаю» знаками с классным парнем, который делает нашу машину. Сложилось впечатление, что он вообще единственный, кто работает на сервисе, остальные турки в белых рубашках, черных брюках и начищенных ботинках (стандартная одежда любого служащего) только бегают вокруг с бумажками. Турки умеют создавать рабочие места. Давно уже поменяли масло и все фильтры, проверили подвеску, коробку, лампочки, а ступицы все нет и нет. Вот уже нам привезли аккуратно упакованные обеды с бутылками айрана из ближайшего буффе, и мы поглощаем их в столовой автосалона. (все за счет фирмы). Смотрели разные спутниковые каналы телевидения. Поймали русскоязычную грузинскую программу. Ситуация там ухудшилась, граница все еще закрыта.
Проторчали мы в сервисе полдня, если б заранее знать, что будет так долго, можно было взять такси и съездить посмотреть город. Наконец, привезли ступицу и установили колесо. Затем помыли и пропылесосили машину, надавали подарков от фирмы (солнцезащитный коврик под стекло, полотенца и салфетки с рекламой опеля и автосалона), мы расплатились кредиткой и, наконец, выехали.
В Ване посмотрели снизу на крепость на скале на краю города.

Крепость в городе Ван

Теперь мы движемся на север вдоль восточного берега озера. Еще 70 км озеро иногда блестит на западе между гор. Уже смеркается, думаем о ночевке. В северо-восточной части озера между дорогой и озером нет деревьев, негде спрятать лагерь. Так и доехали до развилки на Догубаязит. Здесь снова блокпост. Дорога пустынной долиной поднимается в горы. Проехали крупное село Muradiye. Через десяток километров сворачиваем по указателю Bendimahi Selalesi. Как мы и ожидали, у водопада небольшой ресторанчик. Спрашиваем разрешения поставить палатки, два молодых парня нам показывают на отличную зеленую полянку, объясняют, где питьевая вода, показывают, как включать и выключать фонарный столб, дают нам стол и стулья, садятся в машину и уезжают домой. А мы ставим палатки, готовим ужин. Над водопадом подвешен пешеходный мостик, который ведет в ресторан, с него поздним вечером мы любовались водопадом.