Турция

(Часть 26)


Арсамея на Нимфее

 

Спуск с Немрута

 

Вниз мы спускаемся по другому пути. Несколько километров дороги без покрытия, при торможении перед поворотами срабатывает ABS. Затем начинается узкая на одну машину разбитая асфальтовая дорога с большим уклоном. Тормозить приходится очень плавно, много мелких камней под колесами, все время срабатывает ABS. повороты на серпантинах невероятно резкие и с очень большим наклоном. Малолитражка с пассажирами сюда не заберется. Спуск идет фактически на одном месте. Прямо под собой видешь дорогу на дне ущелья, а доедешь до туда нескоро. Закладывает уши от быстрого спуска.


 

 

Ближе к подножью горы находится Арсамея – еще одно святилище Митридата Каллиника. Здесь есть несколько стелл с рельефами античных богов и героев, вход в пещерное святилище. Очень красивый вид открывается вниз на долину, куда нам предстоит спускаться. Чуть выше вход в еще одно пещерное святилище, густо покрытый длинной греческой надписью. Ход с лестницей круто уходит под землю. Мы спустились на несколько десятков метров, святя подсветкой фокусировки фотоаппарата. Затем ступени стали крупные и гладкие, а конца ходу не было видно. Внутри свежо и прохладно, здесь же отлеживалась от полуденного зноя облезлая собака, недовольная нашим вторжением. Рядом со входом в пещеру голый Геракл с дубиной пожимает руку Митридату, одетому достаточно основательно.

 

Стелла Аполлону-Митре
Нижнее святилище Митры
Вход в нижнее пещерное святилище
Верхнее пещерное святилище
Греческая надпись об основании Митридатом Арсамеи
над входом в пщерное святилище

Митридат I и Геракл

Пещерный ход 158 м к святилищу

 

На дороге, где находится Арсамея небольшая кафушка с гестхаусом. Хозяин кафушки – молодой турок, настоятельно предложил нам присесть и попить воды и айрана, все время повторяя: «ноу мани». Он говорил по-английски, и мы с ним поболтали. Зимой выше дороги нет и на Немрут можно подняться только пешком. За зиму тких чудаков бывает не больше пяти. Русские бывают здесь очень редко. Несколько дней назад было двое парней на русском лендкрузере. Я мысленно снял перед ними шляпу: грамотные ребята, умеют путешествовать. Сейчас здесь ночует несколько итальянцев на мотоциклах. Но в основном турок откровенно клеился к Ксене. Подарил ей турецкий платок и лично сам повязал ей его на голову. Ксеня, хоть и стеснялась, но была весьма довольна. Турок очень хотел, чтобы мы остались у него ночевать, показал нам свою террасу, где на скамейках спят туристы. Ночью, говорит, здесь хорошо и не жарко. Насильно накормил нас обильным обедом. Но мы были непреклонны и двинулись дальше. Деньги он брать отказался.

 

В кафушке рядом с Арсамеей. Турок клеется к Ксене

Терраса гестхауса рядом с Арсамеей

Сельджукский мост через Кяхту (Нимфей)


Река Нимфей (Кяхта)

Внизу, на дне ущелья, два моста новый и древний. Под старым мостом перед водопадом речка образует несколько омутов, в которых здорово купаться. Но в Турции в таких местах никогда не будешь один, и вот компания молодых ребят зовет нас на шашлык, который здесь же жарят. Когда мы уезжали от моста, подъехал целый автобус женщин и девушек, закутанных с ног до головы в цветные тряпки. Интересно, как они поделят речку с теми ребятами в длинных шортах? Но мы этого уже не увидим, под осуждающими взорами турчанок садимся в машину и уезжаем.

 

Река Нимфей (Кяхта)

Сельджукский мост через Кяхту (Нимфей)

 

Река Джендере

Долина сильно расширяется, а река петляет по просторной отмели, перед тем как уйти в узкий глубокий каньон. Перед входом в каньон древний большой мост, под которым стоит множество машин. Мост был построен по распоряжению римского императора Септимия Севера (193-210). Это место еще более популярное среди местных для пикников.

 

Река Джендере

 

Река Евфрат (Фират)

40 км дорога петляет по светлокоричневым пологим горам, пока не подойдет к берегу гигантского водохранилища. Это запруженный Евфрат (по-турецки Firat). Вот мы на берегу великой реки. Паром только подходит к нашему берегу. Вода на удивление чистая и прохладная, видимо из-за большой глубины она не прогревается и не гниет. О том, чтоб искупаться (а так хочется!) не может быть и речи. Вокруг бродят турки в национальных шароварах с мошной до колена. Интересно они сочетаются с рубашкой и пиджаком или жилеткой. Женщины кучкуются в стороне или сидят по машинам. Паром почти полностью забит машинами. Народ едет в Кяхту на крышах долмушей. От одной машины конкретно пахло паленым подшибником, пытался знаками объясниться с водителем, но он то ли знает об этом, то ли ему это безразлично. Через полчаса мы на другом берегу Евфрата.

 

Паром через Евфрат
Долмуш Диярбакир - Кяхта

Запруженный Евфрат

Дорога пологой волной несется по плоскогорью, заросшему выжжеными колючками. До Диярбакира больше сотни километров. Пейзажи медленно и незаметно полностью сменяют один другого. То мы ехали по совершенно плоской равнине, забросанной через равные промежутки одинокого размера камнями метра 3 высотой. То едем по пустынной местности, окруженной желтыми сыпучими скалами, желтые скалы постепенно сменяются красными. Здесь начал беспокоить ритмичный стук при низких скоростях откуда-то из подвески. И вообще по километражу пора на плановое тех обслуживание.

 

Пытались пару раз свернуть к деревьям найти место для ночевки. Но здесь, где деревья, там вода и жилье. Так и доехали до города. Не заезжая в него, повернули на трассу на юг. Я хотел найти где-нибудь местечко на берегу Тигра. Но Диярбакир настолько крупный город, что все его пригороды довольно плотно заселены. Поразило, что местные жители устраивают пикники на разделительной полосе автотрассы – единственном слегка зеленом месте в округе. Сидят на коврах, базарят, чего-то жарят, а мимо проносятся машины. Здесь же бегают дети, играют в футбол на трассе. Так же на разделительной полосе пасутся одинокие коровы, иногда они выходят погулять и на шоссе. Долго мы ездили по помоечным пригородам Диярбакира, но безлюдных мест не нашли. По старой дороге едем вдоль Тигра в сторону города. На реке, где есть пологое место пикники или ресторанчики. Попросился в одном ресторанчике поставить палатку, сначала вроде бы они не против, но потом пришел вредный мужик и заломил цену, как в отеле. Мужика пришлось послать. Чуть дальше нашли небольшую площадку на машину и пару палаток, надежно скрытую от глаз деревьями и перепадом рельефа. Внизу ресторанчик и грязный Тигр. Поставили палатки, стали готовить ужин. Вдруг пришли три турка, (точнее курда, турки здесь только военные на блок постах). После 15 минут объяснений знаками удалось понять, что они сейчас включат воду для поливки сада и наша площадка превратится в болото. Они предлагали нам, точнее насильно требовали, чтоб мы переехали на площадку ресторана вниз. Старый курд настолько усердно нам это объяснял, что сломал звено каркаса палатки. Это вывело меня из себя так, что я наорал на них. Теперь они стали поосторожней, но старик обиделся на меня, потому что я вырывал из его рук любые вещи, которые можно было сломать. Турки помогли перенести палатки и крупные вещи вниз, а мелочь покидали в машину, и я ее перегнал в ресторан. Здесь мы поставили палатки на террасе над самым Тигром. Стойку починили, наложив шину из трубочки потолще из ремкомплекта. Курды нам показали душ и туалет, оставили номер телефона (позвонить, если что-то понадобится) и укатили в город. А старик (сторож) залез на крышу, где у него расстелена постель, и наблюдал за нами. Тигр оказался грязной мелкой вонючей рекой, купаться в нем отпало всякое желание.


Часть 25
Часть 27

     

Оглавление отчета

На страницу с путешествиями

На главную страницу