Кереть - Белое море

Кереть — остров Сидоров — Пояконда

Посмотреть карту

В этот раз мы шли вдвоем с Аней, Кереть выбрали как несложную речку с дешевой и короткой заброской. Да еще хотелось поплавать по морю и заплыть в гости к Маше Анциферовой на биостанцию МГУ.

Стапель
Собрались и отплываем
Кубышки

Остановка на обед
Причал
Стоянка
Аня

Кереть мы прошли за четыре дня, совершенно не напрягаясь. Пороги как-то не запомнились. Некоторые из них мы просматривали, но в основном шли сходу. Было несколько мощных порогов, где бочки и стояки накрывали почти с головой.

Кирилл
Аня жарит рыбу
На стоянке
Стоянка на озере
Костер
Скалы

Немного утомительно грести в первой части маршрута. Погода была отличная, больше 30 градусов, солнце и тишь. Вода в реке и в озерах теплая — купайся сколько хочешь. Единственный минус - засилие мошки по вечерам.

Озера на Керети
На озере
Кубышки
Порог
На пороге
Кереть в нижнем течении

Запомнилось нижнее течение Керети, когда на плесах после Кривого порога восточный ветер приносил дыхание моря. Понравился мощный Морской порог, в котором несколько минут трясешься на валах и бочках и выплываешь в море. Как пробуешь воду: сначала пресная, потом все солоней, и вот уже морская вода.

Выплываем в море
Собираем тримаран
Море

Капитан

Но больше всего запомнилось Море. Его приливы и отливы, его запах, прибой, ветра и штили, острова, морская капуста и каменные лбы, пресные и соленые ванны в скалах.

Стоянка на острове Средний. Спасаясь от мошки, наматываем на голову и шею одежду.

В четвертый день путешествия мы выплыли в море. Немного шли на веслах, а потом поставили парус. Сильной волны не было, (здесь море закрыто островами) поэтому довольно успешно шли под острым углом к ветру. Но когда выплыли в Прямую Салму ситуация изменилась. Мы все же продвигались вперед против ветра, на с минимальной скоростью, несколько сот метров в час при том, что скорость галсов была до 8-9 км/ч. Сказывался очень сильный дрейф из-за волн. Можно было снять парус и быстро пойти на веслах, но было неохота приставать к берегу.

На острове Средний

На ночь встали на восточном мысу острова Средний. Очень красивое место, но без воды. Вечером как на зло стих ветер, и вылетела мошка.

Утром, как обычно купаемся, но теперь в море. Вода холодная, долго не поплаваешь. За завтраком истратили почти всю воду. Уголек от костра упал на зажигалку, и она взорвалась. Так мы остались без огня и почти без воды.

parus
Под парусом

Парус

В этот день мы хотели дойти до острова Сидоров, т. е. около 10 км. Под парусом не удалось выдержать нужный курс. Нам все это надоело, пристали к берегу убрать парус и балоны, а заодно пообедать.

Берег моря

Подплыли мы к рыбацкой избушке, надеясь найти воду. Но бочаг рядом с домиком пересох. Значит, только суп, без чая. Вторая зажигалка оказалась сломана. Нашли в избушке несколько раз промоченные и высушенные спички. Огонь еле-еле удалось добыть.

Выгружаемся на обед
Птица с красным клювом

В проливе между островом Кереть и островом Кишкин на берегу заметили человека. Подплыли спросить про воду. Это оказался местный рыбак. Он сказал, что воды поблизости нет, бочаги пересохли, но он нам может дать несколько литров. За прибрежными скалами небольшой рыбацкий лагерь: сарай, печка, стол, лавки из бревен. Веселая компания (видимо семья: бабушка, девушка и женщина) сидят за столом и режутся в дурака. Для рыбаков сейчас непогода: на такой волне сети не распутаешь. Налили нам вдоволь воды, снабдили спичками, пожелали счастливого пути. Несмотря на ветер в Прямой Салме между островами Кереть, Кишкин и Сидоров было вполне тихо. В отлив, наверное, некоторые проливы пересыхают.

Скалы острова Сидоров
Медуза
Водоросли

Остановились мы в бухте острова Сидоров, где большое количество стояночных мест, но мы были одни на всем острове. В августе здесь, видимо, хватает людей. Мы разгрузили лодку и пошли вдоль берега гулять на скалах. На одной стоянке глубокий, больше роста человека, бочаг был сухой. А на другой стоянке в канистрах и бутылках стояло почти 10 литров воды. Попробовали — свежая.

Причалили к острову Сидоров
Западное побережье острова Сидоров
Робинзон обнаружил след
Западная внутренняя бухта острова Средний
На острове Сидоров
Мох

Остров Сидоров поражает своими красотами. Тут тебе длинный песчаный пляж, сосны выгнутые ветром, а рядом крутые скалы, отвесно уходящие в море. Со скал лениво прыгают семейства бекасов. Напротив бухты небольшой скальный островок с несколькими прозрачными соснами. А с восточной стороны острова доносится мерный рокот прибоя. От нашей бухты до "океанской" около километра. Тропинка проходит через гари и болота. Болота сухие, но если покопать, вода будет. Море было спокойное, но прибой в восточной бухте вставал огромными пенными валами, накатывающимися на пологий песчаннй берег.

Мхи и лишайники
Отлив. Западный (внутренний берег)
Восточный берег. Открытое море
Отлив

Мы вернулись в наш лагерь, разобрали вещи, поставили палатку. После ужина гуляли по скалам севернее нашей бухты. За ними другая бухта, почти полностью пересыхающая в отлив. Посмотрели на еле видные над горизонтом бугорки Кемь-Луд, куда нам завтра плыть.

Наш лагерь

Отлив на острове Сидоров
В лесу
Острова Иленки
На острове Сидоров
Лагерь

Мытье посуды

Утром купались. Не хотелось уплывать с этого замечательного острова, но мы спешили домой. В закрытой западной части острова не понятно, какая погода стоит на открытом море. Заранее задраились в юбки, отчалили и взяли по GPSу курс на пролив между мысом Красный и Кемь-Лудами. В открытом море была приличная волна, иногда обдавала матроса. Нам предстояло пересечь губу Кив — около 9 километров.

Скалы мыса Красный
Под парусом. Курс под углом к ветру

Через полтора часа напряженной гребли мы достигли мыса Красный. Собрали парус и аутригеры на берегу, перекусили. До мыса Кузокоцкий, пересекая губу Красную, плыли под парусам с хорошей скоростью. Читали вслух книгу, наслаждались морем, качкой, ветром, солнцем и упругой струей за бортом.

Почти попутный ветер. Убрали шверты
Мыс Кузокоцкий

За мысом тянется крутой берег с пенным кружевом у подножья скал. Потом пошли гладкие облизанные лбы. Мы пристали в маленькой бухточке, защищенной от прибоя, и гуляли по теплым скалам.

Наш тримаран
Скалы, море, парус...

Мох и море
Впереди мыс Кузокоцкий
Мхи, лишайники, море...
Мроская звезда

Теперь мы идем в Великую Салму. Ветер ослаб, но зато попутный. Наша скорость колеблется от 4 до 6 км/ч. Сначала хотели остановиться на острове Костьян, но на нем уже стояли туристы. Нам понравился островок сразу за Костьяном. На островке была маленькая уютная защищенная бухточка. Разгрузили вещи, втащили на берег наш тримаран.

Курс по ветру
В бухточке островка за островом Костьян
На островке
Разгружаем лодку
На осровке
и камни...
Великая Салма
Наш тримаран
Пресные дождевые ванны в скалах

Островок маленький, но необыкновенно красивый. По периметру его можно обойти минут за десять. Каменистые разноцветные россыпи, мраморные прожилки в скалах, ванны с теплой пресной водой. Остров оказался обитаем, стояла стационарно группа туристов, поэтому мы не стали купаться в ваннах. Палатку поставили на пологом каменном постаменте, обросшим мхом. Поставили палатку, занесли вещи, вдруг смотрим - прямо вплотную к дальнему тамбуру палатки стоит гигантский муравейник почти в рост человека! Палатку пришлось переставлять, но в продолжении всей стоянки мы, куда не ступишь, оказывались на муравьиной тропе.

Скалы нашего островка
Наш островок и остров Костьян
Островок

Утром купание, завтрак, сборы. Ветер слабый, наша скорость 4-5 км/ч. Опять загораем и читаем. Держим курс на Киндомыс по  GPSу. Сам мыс еще не видно. В проливе перед биостанцией заметное приливное течение, почти перекат.

Аня

Когда подошли к ББС, начался сильный дождь. Долго ходили по всяким обшарпанным лабораториям, сараям и т. д., пока наконец не нашли Машку. Мы ее забрали с собой на вечер. На веслах вернулись к островам перед ББС и поставили лагерь. Дождик постепенно стих. Ужинали, ели блины, пили чай. Ближе к ночи отвезли Машку на ББС.
Пейзажи здесь совсем не беломорские. Лес, камни, скал нет, как будто обычные озера в Карелии. Только рыжая полоса литорали и запах водорослей выдают море.

У костра
Машка
Под дождем

В последний день погода испортилась окончательно. Хмурое безветрие. Заставили себя искупаться, зашли попрощаться к Машке на ББС и поплыли к Пояконде. Часа три-четыре нудной гребли. Пейзажи вокруг невыразительные и скучные. О том, чтоб просушить лодку в такую погоду не могло быть речи. Разобрались, упаковались. Грустное это занятие, вот и конец очередного похода. Но мы довольны: это было одно из лучших путешествий. До станции Пояконда километра два вещи тащили на себе. Затем электричка в Кандалакшу и поезд в Москву.