Часть 3

День 6. (7 июля)

Сегодня Кирилл уходит со старшими с ночевкой в горы, а мы с мелкими остаемся внизу в лагере, поэтому утренние хлопоты чуть более безумные чем обычно. Надо поделить всю еду по приемам пищи между уходящими и остающимися, собрать им посуду, вещи. Кирилл достает трекинговые палки, гамаши, чехлы на рюкзаки и прочее.

Завтракаем молочным рисом с топленым маслом и черничным вареньем из деревни, мелкие сразу убегают играть на камни на тот берег, а мы со старшими пьем и чай и почему-то долго разговариваем о Толкине, а потом о Шекспире, пересказываю им рэтлендианскую теорию в изложении Гилилова. Вот когда мне пригодился институтский  курс зарубежки. Думается мне, что мы о многом уже говорили с ними, но дети растут и задают новые вопросы и понимают все глубже и лучше. Надо мне самой Гилилова еще раз перечитать, чтобы освежить в памяти все.

Выходим в поход

Старшие уходят, Кирилл очень беспокоится, что они такие копуши, сто лет заклеивали свои стертые ноги и никак не могли выйти. У них сегодня по километражу меньше, чем мы прошли вчера, но подъем куда круче. Зато идти будут без мелких в хорошем темпе.

Погода пасмурная, но дождя нет, я убираюсь в лагере. Пытаюсь сушить простыни, они отпотели под спальниками у всех, к тому же дети на ногах принесли в спальни горы мусора, сортирую девчачью одежду, которую они сами переворошили и перемешали между двумя своими сумками. В промежутках рисую им единорогов с жеребятами, подкармливаю и регулирую их разборки, во всяком случае, пытаюсь. Большую часть времени опять толчемся у костра или под тентом, потому что постоянно моросит. Мимо нас проезжает огромная машина с ковшом, останавливается у ближайшего брода и что-то там двигает, выставив распорки. Надо будет после дождя сбегать и поглядеть, что она там наворотила, сможем ли мы проехать обратно.

Сходили после дождя и Лелькиного сна погулять по мосту на тот берег, потом сидели долго у костра, я читала себе, девочки играли, потом мы почитали с Нинкой «Машу и Сашу», она уже несколько дней не читала вслух, это нехорошо. Лелька постоянно спрашивает: «де папка? де Сяся? а де Ненька?» Надя сделал из бумаги трубу, чтобы позвать папу обратно, смешные дети.

Вскоре после ужина уложила всех и поставила им фильм ббс про животных, они это ужасно любят, а сама залегла в своей спальне с книжкой. Лелька прыгала между двумя спальнями еще очень долго, уснула только к одиннадцати часам.

Поход старших

Долина Махар
Переходим ручей Трехозерный вброд

У нас запланирован небольшой поход с ночевкой вверх по ручью Трехозерный. Мы планируем подняться до 2900, переночевать на озере, потом через перевал Длинная осыпь выйти на перевал Уллукёль, 3090, посмотреть сверху на красивейшее озеро Уллукёль, затем спуститься к безымянному озеру и через кош вернуться к Трехозерному ручью.

От лагеря сразу поднялись по старой лесовозной дороге, но пришлось бродить ручей, чтобы выйти на тропу
Для брода надевали кроксы
Белый

Потом тропа ушла на кош, а мы поднимались по треку по очень крутым и неудобным травянистым склонам, поросшим сосновым лесом. Наконец, вышли на траверсирующую от коша тропу. Наверное, здесь этот участок удобней обойти через кош.

Привал
Очередной привал
Саня
Идем без тропы
Дождь
Нам вверх вдоль правого (ор. левого) ручья

Потом мы очень долго и тяжело поднимаемся вдоль ручья. Иногда выходим на фрагменты тропы, несколько минут идти легче, но затем тропа снова теряется. Пару очень крутых взлетов поднимались по травянистым склонам с кочками. Некстати пошел дождь, склоны стали мокрыми, ботинки, хоть и ватерпруф, но все равно вскоре от травы промокли.

Привал
Устроили обед под усиливающимся дождем
Тропы нет

Так и шли, ориентируясь на трек, почти без тропы. Иногда она появлялась, как из-под земли, иногда даже неплохо набитая и удобная, но потом она очень быстро растворялась в травянистых склонах или курумниках. Трек на osmtopomap не всегда соответствует фрагментам тропы. Некоторые каньончики мы шли по треку вдоль ручья, а похоже, что "тропа" более удобно их обходила по верху.
Наконец, мы вышли на озеро, дождь как раз пошел сильнее. Мы быстро поставили палатку и спрятались в нее от дождя.

Дождь ненадолго прекратился

Устроились в палатке, разложили вещи, убрали в тамбуры рюкзаки и ботинки. Потом долго играли в разные игры. Дождь иногда ослабевал, даже прекртился один раз. Мы рискнули разложить вещи для просушки, но пришлось их срочно убирать, снова пошел дождь.

Видимо, Зеркальный, Шидак-Минген, Скалистый Махарский
Озеро
Наша стоянка
Исток ручья

Снова пошел дождь. Готовили ужин в тамбуре палатки. Снова по технологии, придуманной в прошлом году. Почти сваренные макароны не сливаем, а заворачиваем кастрюлю во флиску и спальник. Неслитые макароны медленней остывают и немного довариваются. В это время на сковородке разжариваем тушенку с луком. Потом вбрасываем в слитые макароны. В горах на холоде все быстро остывает, таким способом нам при одной горелке удается сделать горячую еду.

Ужин

День 7. (8 июля) Утром ожидаемо хорошая погода. Пока дети спят, я разложил на камнях на солнце ботинки, ветровки и рюкзаки.

Видимо, Зеркальный, Шидак-Минген, Скалистый Махарский
Стоянка
За ночь рядом со снежником озеро покрылось льдом
Спят
Панорама крутится мышкой
Сони
Варится каша
Завтрак
Карта крутится мышкой
Обходим озеро

Позавтракали, собрали лагерь. То, куда нам надо идти, судя по osm-овскому треку, выглядит довольно страшно. Вообще, не понятно, можно ли там пройти без снаряжения. Смотрели на стену, обдумывали другие варианты, но все же решили пока довериться треку, а там смотреть по обстоятельствам.

Наш путь
Если снежник не очень крутой, то по нему идти удобней, чем по курумнику
Сначала подъем по сыпухе
Подъем все круче
Внизу наша долина Махар
Привал на фоне перевала Дырявый

Склон стал совсем крутым. Тропы нет, но все же видно, что идем правильно, впереди просматривается путь без лазания. Но травянистый склон стал совсем крутым, хорошо, что сейчас сухо. Делаем частые привалы, но рюкзаки снять негде, укатятся.

Снова привал

Идем зигзагами. Но склон не прочный, часто пускаем камни.
Озеро, на котором мы ночевали
Наконец, смогли полноценно привалиться. На уступе можно снять рюкзаки
Поднялись на хребет. Вид на Махарское ущелье.
На хребте турик с запиской

Наконец, забрались на хребет, привалили. По хребту надо немного пройти на юг к перевалу Длинная осыпь. Но сам перевал совершенно не выражен. От него нам надо траверсировать почти без набора высоты на перевал Уллукёль.

Наше озеро
Видно все три озера ручья Трехозерный
Где-то здесь перевал Длинная осыпь
Траверс
Слияние ущелий Махар и Гондарай. Хорошо видно висячую долину Джалпаккол, куда мы пойдем через несколько дней
Озеро Уллукёль

Вышли на перевал Уллукёль. Обычно туристы на него поднимаются от озера и спускаются в Махар. Мы же вышли на него траверсом. Известное в узких кругах озеро Уллукёль маняще синеет прямо под ногами. До него спускаться минут 30-40 с перевала. Хорошо просматриваются стоянки на впадающем в него ручье и стоянки на истоке ручья из озера. Конечно, очень хочется побывать на озере, а лучше переночевать на нем. В планах у нас даже было сходить к нему всем вместе с двумя ночевками. Но сейчас мы понимаем, что мелкие не возьмут такой набор высоты. Тем более, что, похоже, в этих краях с тропинками плохо.

Вид с перевала на снежный карниз и озеро Уллукёль
Записка
На этом озере будем обедать
Перевал

OSM-овскую карту я заливал в Локусмапс на телефон в июне. На ней трек с перевала в сторону Махара был изображен схематически. Мы примерно по нему и спускались. Сейчас на карте другой трек, видимо, более удобный.

Спускались без тропы по крутому травянистому склону. Было очень душно и жарко. Ветра почти не было, из-за облаков часто выглядывало солнце. Пот с нас тек ручьями, а внизу окруженное снегом синеет озерко, где мы хотим оедать. Все хотят дойти до него быстрее и искупаться.

Нашли путь среди скальных сбросов

Уже близко
Рододендроны
Почти дошли
Озеро
Купаемся

Сначала все искупались. Вода обжигающе ледяная. После купания немного погрелись на солнце, но потом сразу же надели теплые вещи.

Варим суп
Спускаемся

Долина Махар
Спустились к кошу
Вышли на тропу вдоль Трехозерного ручья

Тем временем в лагере внизу

Пролетела первая неделя путешествия.

Ночь мирная, хотя Лелька опять спала на мне, я уже утомилась от этого, но смирилась, расстегиваю до пояса свой спальник и беру ее внутрь, а щель прикрывать расстегнутым лелькиным спальником. Не очень-то выспишься, я всегда знаю, сколько сейчас времени, слышу птиц, коров и прочие шумы, да еще затекает спина.

В семь утра в лагерь пришли коровы с телятами, телята стали задевать растяжки палаток, а коровы громыхать посудой на столе. Пришлось вылезать из-под Лельки и гонять их. Лелька, конечно, проснулась окончательно и затребовала срочно "варить ням-ням кашу".

Брезгливым лучше пропустить следующий абзац. Проза жизни. Если вы, как я, забыли дома горшок (а это едва ли не самая важная вещь с детьми в дороге!!), то готовьтесь к последствиям. Пока я разжигала костер, грела воду и мыла посуду, Лельку раздела и выпустила проветриваться после ночного памперса. Она надела на себя на ножки мою бандану и обложила колбасками весь лагерь, уж не знаю, как она это сумела. Но это еще не все. Потом она решила все-таки надеть бандану на голову. Точка. Пока я отмывала Лельку и собирала по лагерю сами понимаете что, успела поставить вариться кашу, оказалось, что приспичило двух следующих. И еще вишенка на торте – какая-то отвратительная корова испортила мой удобный сход для мытья посуды, тоже, естественно, сделав знатную лепешку прямо там, где я встаю на коленки над водой. Хорошо, что вокруг нас всюду вода, это единственное утешение в такой ситуации. Пригоревшая вследствие всей этой какашечной истории каша – не самое ужасное в жизни, конечно. И теперь точно придется делать стирку, без вариантов. Жалко, что без Кирилла, вдвоем сподручнее.

Погода солнечная, ура! Правда, у нас тенек и ветер, поэтому все одеваются довольно основательно.

Читаем, дети совершенно самодостаточны, носятся по острову, играют то в фей, то в мушкетеров, то возятся с камнями в реке.

Лелька все-таки свалилась в ручей около палаток, я так этого боялась! Там было мелко, безопасно, да и Нина сразу заорала, я вытащила ее и переодела.

Во время Лелькиного послеобеденного сна пришли наши походники. Очень уставшие и довольные, пересказывали, что видели, где были, кто кого обыграл в монополию вечером и т.д. Пошел дождь, все набились под тент, стали пить чай, который плавно перешел в ужин и снова в чай. Девочки рисовали, мы с Кириллом по очереди читали вслух «Властелина колец». Когда дождь прекратился, переставили кресла к костру и читали до 11:30, растащив в процессе по спальням потихоньку отрубающихся детей. Надя при перекладывании проснулась и устроила ор, пришлось ее прямо в пижаме и спальнике возвращать к костру и потом уже через полчасика обратно в палатку. Это такое прекрасное и важное для нас время со старшими без мелких, когда можно спокойно разговаривать, никуда не отбегая поминутно и не отрываясь на проблемы мелких. Я люблю читать комментарии сразу, как они встречаются в тексте, а Сашке философская подоплека Толкиновской саги и всякие литературные реминисценции неинтересны, он фырчит, а мы с Кириллом читаем и обсуждаем. Ксеня сидела последние полчаса и клевала носом, стоило ее окликнуть, она очень обижалась: «Я вовсе не сплю!!!».