Пултуск. Цеханов. Плоцк

День 1. (29 октября) Накануне вечером договорились выезжать в 4 часа от Гетмановых. Кирилл собрал свои вещи, провода и книги, лег спать в 8 вечера, так как ему ночью рулить. Я копалась до часу, собирала детей, развлекухи в дорогу и убиралась на кухне. В 3:30 встали, Кирилл ушел грузить машину, а я одевать сонных детей.
В 4:35 выехали от Гетмановых. В нашу машину, кроме наших детей, сели еще Филя, Катя и Степа. Сразу откинули всем сиденья, подложили под головы подушки, Ксеньку укутала пледом. Дети были в таком возбужденном состоянии, что долго не унимались и болтали. Автобус невероятно удобен, все могут вытянуться с комфортом и при этом никому не мешают. Скорость не чувствуется, Кирилл иногда доходил до 160 км/ч, я в ужасе охала, тыкая пальцем в спидометр, Кирилл пугался и сбрасывал скорость.
Часов в 8 утра все дети проснулись от Филиного истошного вопля: «Мы 15 минут назад должны были выйти в школу!!!!» Гетмановы по рации сказали, что тоже уже проснулись. Решили через часика полтора искать место, чтобы позавтракать и сменить водителей. Заехали в белорусское придорожное кафе, заказали на всех по порции блинчиков, водителям до кучи по тарелке омлета с колбасой. И чай на всех. Уложились в 500 рублей! На 12 человек. Мы с мамой сели за руль, я – автобуса, мама – джипа. И покатились по утренней туманной белорусской трассе. Через бесконечые убранные поля... Папа с Кириллом на радостях не стали спать, переговаривались по рациям и всячески веселились. Дети грызли яблоки, красили раскраски, смотрели мультики, слушали сказки. За всеми этими развлечениями часам к 4 по-московскому времени докатились до погранперехода в Бобровниках. Попали в небольшую очередь на минут 45. Непосредственно прохождение двух таможен для нашей семейки растянулось на почти 2 часа. Это ужас! Мы с Кириллом со всеми документами подходили к окошку и долго пытались втолковать, что оформлять нужно одновременно две машины, так как в них в обеих есть несовершеннолетние дети одной матери. Дальше погранцы выходили к машинам и долго с увлечением пересчитывали детей, пытаясь понять, кто тут кем кому приходится. Хитрый белорус распахнул дверь нашего автобуса, уставился на 6 детей и спросил вкрадчиво: «Дорогие дети, куда вас везут эти дяди и тети?» Дети молча смотрели, потом до Севы дошло и он промямлил: «Ну, мы, это, путешествуем». Дальше шла новая порция расспросов, почему в Польшу едут люди, у половины которых испанская виза, а у половины венгерская. И разборки с маминым паспортом, в который вписано четыре ребенка: один в одной машине, два – в другой, у третьего уже свой паспорт. К концу таких дебатов поляк пошел с воодушевлением пожимать всем руки, приговаривая: «Бомба! Бомба!». Папе стал жать руку через окошо таможенной будки: «Столько детей!». Кирилл , отъезжая, сказал: «Вам очень повезло, вообще-то у него их десять, но двое остались дома!» Таможенник изобразил большую радость по этому поводу и стал махать рукой вслед.
Пограничные приключния продлились так долго, что начало смеркаться, когда мы, наконец, добрались до ресторанчика в Польше, уже далеко за Белястоком. Все с облегчением высыпали из машин и поднялись в полумрак придорожного ресторанчика, в котором кроме нас сидел только подвыпивший поляк. Дети облепили игру с шайбой, которую нужно загнать в ворота противника специальной круглой битой. Кирилл выдал им горсть мелких монет. Я заказала 11 разных супов (маме с Соней один, Соня почти не ест) и 8 вторых мясных блюд. Еда оказалась фантастически вкусной. И томатный, и венгерский гуляшевый, и куриный с лапшой супы все съели не пикнув. Со вторым вышел небольшой перебор, но тоже все доели. Заплатили за все 2000 по-нашему. Папа был страшно доволен, сказал, что переходит в поляки. Тут же Кирилл позвонил в наш отель в Пултуске и предупредил, что мы поздно приедем.

В Белоруссии

Загрузили детей по машинам, поставили сказки и под непрекращающиеся детские вопли катили до Пултуска. Особенно отличились Саша и Степа, они в этот раз сели за Кириллом и вопили ему в затылок:
- Я дам тебе такую конфету, от которой у тебя череп выпадет, голова станет мягкая как подушка!
- А я тебе дам такую конфету, от которой у тебя спина отпадет, ты станешь без спины ползать руками.
За день прослушивания таких разговоров у Кирилла началась трясучка.
По дороге к основному маршруту путешествия нам надо было где-то переночевать, поэтому выбрали город Пултуск, как самый интересный в двухстах километрах от границы к северу от Варшавы.
В Пултуске мы выгрузились у отеля в 10 вечера, сразу помыли и заложили детей спать. Через полчаса мы с папой, мамой и Кирилом вчетвером спустились в ресторан пить мартини и обсуждать завтрашние планы. Посидели отлично, хоть нам всем и принесли четыре одинаковых порции чего-то малосъедобного, которые в меню были совершенно разными десертами. :)
Отель Бальтазар почему-то отсутствует во всех системах бронирования отелей в интернете, Кирилл нашел его в лонлипланете. Здесь чистые большие номера, завтрак включен, стоит сравнительно дешево (трипл-150 зл.) Мы за всех утром отдали 620 злотых, в эту же сумму включили наши вчерашние посиделки с мартини, кофе и десертами.

Вид из окон гостиницы
Один из номеров

День 2. (30 октября) Бессовестные дети повскакивали в 6:30 по–местному, 9:30 по-нашему. С этого дня разница во времени у нас с поляками 3 часа, так как они перешли на зимнее время, а Россия с этого года – нет. Кирилл с мальчишками загрузил вещи в машины, а мы с мамой пошли в ресторан заказывать завтрак. К нам прилип разговорчивый дядька, общались по-английски. Успели обсудить детей, маршрут, мой внешний вид и достопримечательности Польши. С приходом наших мужчин разговорчивый дядька замолк, сел напротив и стал с интересом наблюдать.

Завтрак
Детская площадка рядом с отелем

Пултуск

Колегиата, 1440-е гг. перестраивалась в эпохи Ренесанса и Барокко

Смотрели Пултуск, были в соборе, замке и парке, погуляли у реки. Мама с папой первый раз видели польский город, он им очень понравился. Все удивительно чисто и по-осеннему пронзительно ясно. Привычный набор: рынек, ратуша, собор и пряничные домики между ними. Дети ошалели от радости и стали носиться как ненормальные.
Пултуск - небольшой город, центр которого лежит на острове между рукавов реки Нарва. Город известен своей одной из самых длинных в Европе Рыночных площадей.
Мы припарковались у Колегиаты, зашли в эту церковь и пошли по бесконечно длинному Рынку мимо Ратуши к замку Плоцких епископов.

Рынек и колокольня Колегиаты
Рынек
Ратуша к готической башней XV века
Рынек и ратуша
Вход в замок епископов

В южной части площади находится замок Плоцких епископов. Он занимает холм, окруженный рукавами реки и рвом, который сейчас превращен в парк. Замок столько раз перестраивался, что сейчас совершенно не интересен. Здесь расположена довольно дорогая гостиница "Дом Полонии".

Вокруг замка
Епископский замок в Пултуске
Пушки XVII в.
Катя

Степа и Саня
Река Нарва

После замка мы вышли на берег одного из рукавов Нарвы. Тихо и спокойно в центре города. Несколько рыбаков на лодках среди утреннего тумана, утки, беззвучно проскользила длинная лодка по основному руслу реки... Но дети устроили шум и гвалт, пришлось быстро уйти отсюда, чтобы не распугать полседнюю рыбу местным рыбакам.

Рынок в Пултуске

Цеханов

Замок в Цеханове

После Пултуска быстро доехали до Цеханова. Дети разочарованно разглядывали замок, окруженный строительными лесами. Мы поступили до смешного наивно, сначала прочитали в книге, что замок строился на болоте, а потом пошли обходить его по периметру и увязли в том самом болоте, которое с 15 века так и не заросло, видимо.
Цеханов - городок с просторной малоинтересной рыночной площадью и небольшим кирпичным замком за рекой.

Катя
Дети штурмуют стены Цеханова

Плоцк

Башни. Собор и замок
Собор Богородицы Мазовецкой

Плоцк, наверное, самый интересный город Мазовии. С 1079 по 1138 годы Плоцк был королевской резиденцией и, соответственно, столтцей Польши. Позже до конца XV века в Плоцке жили Мазовецкие и Плоцкие князья.
Город стоит на Высоком берегу Вислы рядом с Тумским холмом Тумко Вгорже. Здесь на холме стоят собор и замок. Их четыре башни создают эффектный силуэт.
Собор Богородицы Мазовецкой - самое интересное здание в городе. От его изначальной романской структуры ничего не осталось. В существующем виде церковь была возведена в 1530-х годах и был самой большой ренесансной церковью Польши. Западный фасад с двумя башнями был выстроен в начале XX века при "реставрации" собора.

Портал
Собор Богородицы Мазовецкой
Копия бронзовых ворот
Троица

Интерьер собора очень интересен. Кроме саркофагов Польских королей Владислава I и Болеслава III, здесь есть удивительные бронзовые двери. В середине XII века их изготовил Магдебургский мастер Риквин для Плоцкого епископа. Позже Владислав Ягайло подарил эти двери Новгороду, когда его брат стал Новгородским князем. Оригинальные двери так до сих пор и стоят в Софийском соборе Великого Новгорода, а здесь несколько десятилетий назад была установлена копия.

Собор Богородицы Мазовецкой и башня Бенедиктинского аббатства
Висла
Вид на Вислу
Музей Диоцеза

Напротив собора - Бенедиктинское аббатство, занявшее остатки замка. Здесь и в соседнем здании находится Музей Диоцеза, в котором расположена сакристия собора, состоящая из множества богослужебной утвари эпохи Ренесанса и Барокко. Кроме этого здесь собраны древние иконы и книги, а также очень интересно собрание старинных шерстяных саше - своеобразных очень дорогих поясов - части мужской одежды. Эти саше хранятся в специально сделанном для них шкафу, раскрывающемся на зрителя как некий трансформер.

Музей Диоцеза. В центре закрытый шкаф с поясами
Шкаф с коллекцией поясов.
Бенедиктинское аббатство - остатки замка с бывшей соборной колокольней

Здесь же на Тумском холме находился большой кирпичный замок, выстроенный в XIV веке. Позже большая часть замка сползла по крутому склону в Вислу, Сейчас от него остался кусок стены и две кирпичных башни.

Остатки замка
Улица Гродзка

Плоцк удивил своими видами на Вислу и музеями. Мы попали в бесплатный день, нас прямо у входа в первый музей (при соборе) подхватил какой-то улыбчивый добрый дядька и на польском языке рассказывал нам о картинах и оружии, об облачениях, дароносицах и мощевиках, о монетах и дворянской одежде. Из первого музея нас провели во второй. Показали миссисонерские трофеи, привезенные сюда из Перу и Бразилии местными священниками. Детям дали постучать в барабаны, хорошо, что не всем одновременно. :) Потом отвели в третий музей. Оттуда, переполненные впечатлениями, мы пошли искать ресторан, чтобы пообедать.

Улица Тумска

Сева с Ксеней и Коля с Соней. Что бы мы без них делали?
Филя и Аня
Ольга Дмитриевна
Степа на улице Гродзка
Дома на Рынке

С Тумска Взгорже, где стоят над Вислой собор и замок, мы спустились в сам город к двум центральным улицам Тумской и Гродзкой. Сначала прогулялись взад-вперед по первой, а потом направились по второй в сторону Рынка искать ресторан. В хорошем ресторане, который нам посоветовали в музее Диоцеза, не оказалось свободных столиков на нашу ораву. И нам пришлось искать другое место. Мы нашли хороший пивной ресторан на Рынке недалеко от Ратуши.

Рынек. Ратуша и Фарный костел
На Рынке

Детей оставили носиться по Рыночной площади, а сами пошли в ресторан заказывать еду. Нам сдвинули два стола и поставили двенадцать стульев. Отменную польскую еду запивали несколькими сортами пива, которое варят в этом ресторане.
Сняли в банкомате злотые, на рыночной площади нашли ресторан, в котором варят сами пиво. Нам сдвинули столы, накормили вкуснейшей едой, напоили слегка сладковатым медовым пивом. Сева тезисно озвучил всеобщее настроение: "Как хорошо!"

В ресторане
Неоклассическая Ратуша в Плоцке

После ресторана мы прогулялись по Рынку, сходили к Приходской церкви (Фарному костелу), вышли от него на крутой обрыв над Вислой. Назад к машинам возвращались по другой стороне Рыночной площали и по улице Малаховскьего.

Дома на Рынке
Традиционный кадр
У Ратуши. Ксенька орет, требует освободить льва для нее.
Фарный костел
Висла

Прошли мимо интересного кирпичного костела, переделанного то ли в жилой дом, то ли в какое-то учреждение. Несмотря на многочисленные переделки хорошо видно готическую основу здания.
Потом мы прочитали, что это Колегиальная церковь св. Михаила, она была основана в XII  веке, в XV веке ей добавили готическую башню. С XVII колегиатом стали управлять иезуиты, а с 1773 года Национальный Образовательный комитет. Тогда же и перестроили церковь в учебное заведение.

Бывшая церковь св. Михаила
Рынек

Улица Малаховскьего
подпись

После обеда разомлевшие и сытые мы прошлись по городским улицам и площадям. Дети гоняли вокруг нас голубей, носились. Выглядело все это со стороны, я думаю, дико.
Отвели всех детей в туалет у парковки, рассадили по машинам, пристегнули, откинули, включили музыку. По нашим планам дети должны были спать. Ксенька с Филей и Катей сразу почти заснули, а Саша со Степой лежа трепались и брыкались пока не перебудили всю машину. Заехали в Бедронку, накупили еды на завтрак, коробку пудингов (18 штук), пиво, соки, кабанские колбаски, недостающие зубные щетки и проч. За все отдали 130 злотых (около 1200 рублей). Цены приятно удивили, один пудинг 0,99 злотых (меньше 10 руб.), литр молока – 2 злотых, сок – 2 злотых за литр. Пока мы с мамой и Кириллом покупали еду, все дети набились в автобус и смотрели мультики на ноутбуке.

В автобусе

Торунь

Вид на Рынек из окон наших апартаментов

К Торуню подъехали уже в темноте, выехали на главную площадь, так как на нее выходят наши аппартаменты «Аппартаменты Торунь». Тут же выскочили откуда-то менты и попросили нас уехать на паркинг. Я вылезла и пошла искать наши номера, а Кирилл с папой отогнали машины на паркинг. Аппартаменты понравились, две просторные двухкомнатные квартиры на третьем этаже и одна однокомнатная на четвертом. Наверх сослали трех больших мальчиков, мы со своими детьми разместились в одной двухкомнатной квартире, мама с папой, Катей, Соней и Степой - в другой. Кинули вещи, переоделись и пошли гулять по вечернему городу среди огней, кафешек и веселых людей. Мы не успели прийти в себя, все наперебой восторгались домами, собором, магазинчиками, махали руками и громко разковаривали. Вдруг Кирилла по имени окликнул незнакомый мужчина, разговорились, были чрезвычайно удивлены, оказалось, что он из Литвы, узнал нас по сайту, читал отчеты. Поразительно, как тесен этот мир. Потом мы еще раз встретились на улочках Торуни и поговорили. Жалко, что мы в этот раз такой толпой ездим и нельзя пойти посидеть с новыми знакомыми в каком-нибудь хорошем местечке.

Угол Рынка. Мариацкая церковь
Рынек. Двор Артуса

Вечером вернулись к себе в аппартаменты, распахнули окна, впустили в комнаты гул и огни главной площади. Помыли детей, положили спать, начали читать повесть Николая Чуковского «Морской охотник». Прочитала им две главы, прибежал Кирилл с выпученными глазами: «Там такое!!!!! Там на крыше дома прямо над площадью есть джакузи!!!! Пошли скорее!!!!» Мы взяли купальные вещи и пошли на крышу. Это что-то невероятное: ночной город, вокруг нас крыши и печные трубы, тишина, только часы на колокольне в десятке метров от нас бьют. Сняли чехол с джакузи и пошли купаться в бурлящей теплой воде, подсвеченной разноцветными огнями. Не покидало ощущение нереальности происодящего. Наплавались и пошли к родителям в аппартаменты пить пиво. Принесли ноутбук, пообщались со старшей Ксенькой в видиочате. Она довольна жизнью, все благополучно, только что взяли ее картину на выстакву. Дома гости. Они сейчас тусуются на крыше у Гетмановых на Пятницкой, смотрят на звезды. Молодежь! Но и мы в кой-то веки не уступаем, тоже на крыше тусуемся, только не в Москве, а в Торуне. :)
Легли спать очень поздно, в 2 с чем-то по московскому времени, в 11 по-местному.